Ассоциация детских психологов
Программа «Лучшие родители»

bestpar.pngПрограмма «Лучшие Родители» представляет собой комплекс мер, направленных на развитие у родителей эффективных навыков общения с детьми.

Для этой цели Программа использует все возможные каналы передачи необходимой родителям информации: книги, статьи, телевизионные и радиопередачи, живое общение и консультирование родителей - очно и онлайн, родительские сообщества и технологии дистанционного обучение.

На сегодняшний день Ассоциацией в рамках программы задействованы все вышеперечисленные информационные каналы: выпускаются книги и статьи для родителей, психологи Ассоциации выступают в качестве экспертов в теле- и радиопрограммах, проводятся тренинги для родителей, внедряются новые формы консультирования – на сайтах или через общедоступные программы обмена мгновенными сообщениями (Skype и ICQ), создаются сообщества родителей, а также отрабатываются разнообразные формы дистанционного обучения.

Онлайн проекты – приоритетная форма обучения в рамках программы «Лучшие родители». У нее множество преимуществ, среди них можно выделить два главных: доступность и эффективность. В самом ближайшем будущем безлимитный интернет проникнет в дома даже малообеспеченных семей из глубинки, в значительной степени решив проблему квалифицированных преподавательских кадров в отдаленных регионах. Кроме того, широкий спектр современных образовательных технологий позволяет производить обучающие онлайн-программы высочайшего качества и эффективности, с применением различных интерактивных систем, компьютерной графики, видеоуроков и видеоконференций, включенности родителей в поддерживающие тематические сообщества и пр.

Основная стратегия использования Программой указанных информационных каналов заключается в передаче родителям в доступной, прикладной и, там где это возможно, интерактивной форме специальных знаний и навыков, накопленных психологией развития. При этом, ввиду наличия множества конкурирующих друг с другом теорий и подходов, Программа опирается на два основных источника знаний, отлично зарекомендовавших себя, например, в доказательной медицине. Первый - факты и выводы, многократно подтвержденные качественно проведенными исследованиями. Второй - в тех областях знаний, где таких исследований не проводилось - консенсус экспертов – мнение большинства наиболее авторитетных представителей мирового сообщества детских психологов по тому или иному важному для родителей вопросу.

Программа не ставит своей целью подготовку из родителей детских психологов, поэтому трудностей, связанные с выбором доминирующей теоретической платформы удалось избежать. База знаний Программы имеет прикладной акцент и представляет собой систему рекомендованных родителям форм поведения при их столкновении с типичными проблемами в отношениях с детьми, а также рекомендации по уходу за ребенком и его личностному и интеллектуальному развитию.

При разработке программы родительская аудитория была разделена на три сегмента. Первый – активные родители, родители-психологи, родители, стремящиеся самостоятельно найти и упорядочить необходимую им для гармоничного развития их ребенка информацию. К этой группе, по нашим оценкам, относится не более 3% родителей. Наша помощь им не нужна – они сами ставят перед собой вопросы и сами находят эффективные решения.

Вторая группа – пассивные родители, равнодушные родители, родители алкоголики, наркоманы и представители других социально дезадаптивных групп, родители, которых крайне трудно заинтересовать в повышении их родительской компетентности. По нашим оценкам в этот сегмент попадают не менее 30% семей – угрожающе большая цифра. Для работы с этой категорией родителей действует программа «Детская Социальная Реклама», в рамках которой производятся и транслируются соответствующие видеоролики.

Третья группа родителей по активности располагается между первой и второй: родители этой категории не стремятся активно приобретать «родительские» знания и навыки самостоятельно, но будут готовы воспринять информацию, если она будет им отрекламирована и представлена в удобной, доступной и увлекательной форме. Эта группа – целевая для Программы «Лучшие Родители».

Следующим шагом в развитии программы «Лучшие Родители» будет создание крупного интернет проекта, использующего все вышеописанные преимущества и элементы онлайн обучения. В качестве подготовительных, «эскизных» проектов были запущенны и уже около года работают «Сообщество Родителей» и портал для родителей и детей «Детский психолог». Оба проекта имеют на сегодняшний день в совокупности многотысячную родительскую аудиторию.

В новом интернет проекте будет учтен приобретенный при управлении подготовительными проектами опыт, а также пожелания родительской аудитории. Проект рассчитан на целевую аудиторию численностью не менее одного миллиона пользователей и преследует цель существенно изменить ситуацию в сфере детско-родительских отношений в обществе. 

Выше мы рассматривали организационную составляющую программы, а вот структура ее содержательной части:

Программа  

Лучшие Родители 

(структура содержательной части) 

1.     Цели и Принципы развития ребенка

a.       Цели  

b.      Принципы 

                                                             i.      Свобода  

                                                            ii.      Среда 

1.      Значимые взрослые, стабильность и поддержка 
2.      Предметное окружение 
3.      Социальное окружение 

                                                          iii.      Формирование навыков и развитие личности 

1.      Ценности, характер, поведение 
2.      Интеллектуальные навыки 
3.      Навыки общения  
4.      Правила изменения проблемного поведения 

2.      Основы детской психологии 

a.       Периоды детства 

b.       Кризисы развития 

c.       Наиболее важные открытия в области детской психологи 

3.     Рекомендации по типичным проблемам (метки по релевантным периодам) 

1.      Сон 

2.      Кормление 

3.      Отучение от груди 

4.      «Ручной ребенок» 

5.      Приучение к туалету 

6.      Истерики 

7.      Агрессивное поведение 

8.      Братья и сестры 

9.      Развод 

10.  Страхи 

11.  Задержка речевого развития 

12.  Сдвг 

13.  Аутизм 

14.  Дурные привычки 

15.  Детский сад и няни 

16.  Смерть близкого 

17.  Ребенок раздражает 

18.  Мотивация к обучению в школе 

19.  Непослушание 

20.  Негативизм 

21.  Меркантилизм 

22.  Эгоизм 

23.  Вспыльчивость и импульсивность 

24.  Ябедничанье 

25.  Робость 

26.  Помощь по дому 

27.  Конфликтность 

28.  Враждебность 

29.  Неспортивное поведение 

30.  Отсутствие настойчивости 

31.  Перфекционизм 

32.  Сквернословие 

33.  Плаксивость 

34.  Тревожность  

35.  Отсутствие контакта с ребенком 

36.  Ребенка обижают 

37.  Любовь и секс 

38.  Ложь и воровство 

39.  Отсутствие друзей 

40.  Зависимости 

41.  Отчим или мачеха 

42.  Не могу отпустить 

При поддержке интернет-журнала Психолог
и портала для родителей и детей Детский Психолог